Страницы журнала.

Зима 2005/2006 года доставила много неудобств не только жителям Российской Федерации, но и всему жилищно-коммунальному комплексу. По завершению экстремальных холодов Глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик дал пресс-конференцию, где подвел итоги работы своего ведомства.

- Росстрой инициировал и принял участие в проведении мероприятий федерального уровня по подготовке регионов к зиме (заседание Правительства РФ, «правительственные часы» в ГД РФ и Совете Федерации и др.) Принятые на данных заседаниях решения оказали положительное влияние на подготовку региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в экстремальных условиях текущей зимы.
Кроме того, Росстроем в преддверии Новогодних и Рождественских праздников в регионы было отправлено письмо от 07.12.2005 №СК-5110/03 о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса.
Были введены в практику проведения совместных выездных заседаний оперативных штабов Росстроя и субъектов Российской Федерации по обеспечению устойчивого функционирования ЖКХ.
Всего в январе 2006 года на контроле Росстроя (по информации, полученной из регионов и согласований с МЧС России и РАО «ЕЭС России») находилось 36 аварийных ситуаций на объектах ЖКХ.
Из них: Центральный ФО - 6, Северо-Западный ФО - 6, Южный ФО -7, Приволжский ФО - 4, Уральский ФО - 2, Сибирский ФО - 6, Дальневосточный ФО - 5.
Основными причинами произошедших аварийных ситуаций явились:
Сверхнормативный износ сетевого оборудования (водоводы и теплотрассы) на фоне вынужденного повышения температуры теплоносителя вследствие низких температур наружного воздуха;
Нарушения в работе теплоэнергетического оборудования, вызванные авариями на объектах электроэнергетики;
нарушения, произошедшие вследствие неквалифицированнных действий обслуживающего персонала, так называемый «человеческий фактор»;
аварии и нарушения, произошедшие вследствии стихийных бедствий.
За аналогичный период прошлого года на контроле Росстроя находилось 16 аварийных ситуаций, при этом увеличение аварийности в текущем отопительном периоде вызвано как нарастающим износом основных фондов, так и, безусловно, периодом аномально низких температур.
Большинству субъектов РФ удалось обеспечить устойчивую работу ЖКХ. Аварии и нарушения устранялись в нормативные сроки, практически без введения режима ЧС, несмотря на длительный период низких температур практически во всех регионах страны.
Вместе с тем такого числа аварий, большинство из которых, безусловно, вызваны недоремонтом инженерной инфраструктуры, можно было не допустить при консолидации бюджетов всех уровней и собственных средств предприятий ЖКХ на подготовку регионов к прохождению отопительного периода, т.к. в условиях холодов даже организованная работа коммунальщиков не может компенсировать критический износ основных фондов.
В результате ряд аварийных ситуаций привел к «размораживанию» систем отопления и водоснабжения и, как следствие, к длительным перерывам в работе систем теплоснабжения населения в пик холодов: Республика Коми - пос. Елецкий, Московская обл. - пос. Томилино, Читинская обл. - г. Балей, Ханты-Мансийский автономный округ - г. Радужный, Республика Дагестан - г. Хасавюрт.
При этом надо отметить возросший уровень работы коммунальщиков, которые смогли ликвидировать эти тяжелые аварии в достаточно сжатые сроки, чего не было в предыдущие годы. Так, только за период с 30 января по 5 февраля 2006 года была завершена ликвидация вышеназванных аварийных ситуаций и восстановлено теплоснабжение в этих населенных пунктах.
Проблемы и механизмы их решения
Принимая во внимание, что многие регионы затратили существенные финансовые иматериальные средства на ликвидацию аварийных ситуаций в пик зимнего максимума, а также «пережгли» топливо, Росстроем был направлен запрос в регионы об определении сверхнормативных затрат с целью выработки предложений на заседание Правительства РФ 11 мая 2006 года, на котором будут рассмотрены вопросы итогов прохождения зимы и подготовки к отопительному периоду 2006/07 года. По предварительной информации, полученной из регионов только за январь «дополнительные затраты» на обеспечение устойчивости функционирования ЖКХ (ликвидация аварий, пережег топлива и т. д) составили около 2 млрд. рублей.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м общей площади жилья по установленным на местах тарифам в среднем по регионам России на январь текущего года составила 42 рубля.
По оперативным данным Росстроя удорожание услуг ЖКХ составило 17,5%.
В ряде субъектов РФ уровень действующих тарифов превышает предельный индекс изменения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что во многом объясняется политикой сдерживания цен и не соблюдения федеральных стандартов в предыдущие годы.
По данным мониторинга ценовой политики в субъектах Российской Федерации, Росстроя и Федеральной службы государственной статистики, необходимо отметить ряд регионов, в которых в феврале текущего года может сложиться критическая ситуация при пересмотре тарифов на ЖКУ.
К ним прежде всего относятся регионы, в которых среднесложившийся по муниципальным образованиям уровень оплаты жилищно- коммунальных услуг населением 80% и менее от экономически обоснованных затрат.
В целях выработки согласованных решений в сферах ценообразования, социальной защиты населения и бюджетного финансирования ЖКХ Росстрой считает целесообразным изыскать возможность в ряде регионов пересмотра предельных индексов изменения размера тарифов на услуги ЖКХ и подготовить предложения по созданию межведомственной рабочей группы в составе: Минрегион России, Минфин России, Росстрой, ФСТ, по выработке решений о направлении обеспечения мер по социальной защите населения, подготовку и содержание жилищно-коммунального комплекса в соответствии с действующим федеральным законом и федеральном бюджете на текущий год по результатам ежемесячногог мониторинга за изменением тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

С.И.Круглик

Лицензирование: «Быть или не быть ?... Вот в чем вопрос!»

В Москве прошло совещание с руководителями структурных подразделений Государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» по итогам работы за 2005 год и задачам по совершенствованию лицензирования видов деятельности в строительной отрасли.
Деятельность Федерального лицензионного центра в 2005 году была направлена на обеспечение единого нормативно-методического и организационно-технического сопровождения лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства.
Для решения этих задач в федеральных округах и субъектах Российской Федерации функционирует 94 обособленных структурных подразделений Федерального лицензионного центра.
В 2005 году Росстроем было выдано 73,8 тысяч лицензий и изменений к действующим, а всего за выдачей лицензий обратилось около 58 тысяч соискателей лицензий. В минувшем году 222 иностранным фирмам было выдано 337 лицензий. Анализ лицензий, выданных иностранным предприятиям, показал, что наибольший интерес к строительному рынку России проявили фирмы: Украины - 14,3 %, Турции - 12,8 %, Беларуси - 11,3 %, Великобритании - 8,3 %, Германии - 6,2 % и Казахстана - 5 %. Сегодня на российском рынке строительных услуг работает 736 иностранных фирм, имеющих 1140 лицензий на осуществление различных видов деятельности в строительстве.
Важным направлением деятельности структурных подразделений ФЛЦ является участие специалистов в работе Росстроя по осуществлению контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Росстроем было проведено более 43 тысяч проверок, по результатам которых приняты 13,2 тысячи мер воздействия, в том числе приостановлено действие 4011 лицензий и аннулировано в судебном порядке 47 лицензий. Основными видами нарушений в 2005 году явились: нарушение строительных норм и правил при осуществлении строительной деятельности и организационно- правового порядка ведения строительства; несоблюдение норм безопасности и условий труда; низкое качество выполняемых работ; несоответствие специалистов уровню образования и требованиям по повышению квалификации; несоблюдения требований к технической базе, функционированию и организации внутрипроизводственной системы контроля качества работ; невыполнение в установленные сроки предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Значительный блок работ по организационно-техническому обеспечению лицензирования, который осуществляет ФЛЦ, связан с ведением базы данных реестра лицензий. В настоящее время в реестре лицензий содержится информация о 190,1 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих свыше 240 тысяч лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания.
Руководители структурных подразделений Федерального лицензионного центра наметили и приоритеты в своей деятельности - выполнение основных задач в области лицензирования видов деятельности в строительной отрасли в соответствии с нормами Федерального закона «Олицензировании отдельных видов деятельности». Работа ФЛЦ должна быть направлена на:
участие в работе Росстроя по подготовке проектов положений о лицензировании проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства;
• участие в работе Росстроя по подготовке проектов нормативных документов по реализации нормативных правовых актов Правительства РФ;
• совершенствование порядка организационно-технического сопровождения процесса лицензирования видов деятельности в строительстве в соответствии с требованиями законодательства;
• более тесное и конструктивное взаимодействие с надзорными, правоохранительными и налоговыми органами, органами контроля и экспертизы…
Однако подобное подведение итогов деятельности Федерального лицензионного центра за минувший год может стать последним в истории. С 1-го января 2007 года выдача лицензий в сфере строительства будет отменена. Что конкретно будет дальше, никто не знает. Законодательной базы пока никакой не существует. В недрах Государственной Думы пока только зреет законопроект о будущем всеобщего лицензирования. Предполагается, что вместо государственных лицензирующих органов выход на строительный рынок для предприятий и организаций будут регулировать профессиональные сообщества. По мнению автора нововведения Председателя комитета по собственности Государственной Думы РФ Виктора Плескачевского подобный опыт давно существует в развитых странах. По версии депутатов Госдумы только через два месяца должна появиться концепция нового института лицензирования. Законодатели хотят отдать доверие государства в сфере лицензирования строительной деятельности и инженерных изысканий в руки общественных организаций при условии материалньной ответственности таковых перед конечным потребителем. Например, при разрушении здания или другого какого-либо сооруженного объекта строительная фирма будет обязана выплатить всем пострадавшим материальную и моральную компенсацию. Но это все в идеале. Руководитель Федерального агенства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик считает - если до 1 января 2007 года нормативная база по саморегулирующим организациям не будет разработана, лицензирование придется продлять.
Тем временем мэр Москвы (строитель по образованию и по призванию) на страницах «Российской газеты» выступил с резким осуждением отмены лицензирования в строительстве. Кто прав, кто виноват - покажет время.


назад