Листая страницы журнала

 

А.Ф.Заикин, директор ООО "Магнолит"
А.В.Корпачёв, ведущий дизайнер ООО "Архисистема"

Для производства элементов мощения методом виброформования (вибролитья) в мировой практике используются три вида формообразующей оснастки: жесткие полипропиленовые формы, гибкие резиновые, полиуретановые или силиконовые формы, гибкие пластиковые формы из ПВХ пленок.
Компания "Магнолит" уже десятилетие специализируется на производстве пластиковой формообразующей оснастки для производства тротуарных и фасадных покрытий. Многолетняя практика показала, что гибкие пластиковые формы имеют оптимальное соотношение: цена/качество/номенклатура/удобство эксплуатации.
В процессе разработки дизайна тротуарной плитки мы столкнулись с необходимостью создания универсальной системы тротуарного мощения, удовлетворяющей многочисленным, порой противоречивым, требованиям, предъявляемым к тротуарным покрытиям.
При создании новой системы, мы руководствовались следующими соображениями:
- форма и типоразмеры элементов мощения должны быть унифицированы и приведены к единому модулю, удобному в производстве и при укладке;
- габаритные размеры элементов мощения должны быть подобраны таким образом, чтобы при минимальной толщине позволяли выдерживать нагрузки при заезде грузового транспорта и уборочной техники;
- фактура поверхности изделий должна обеспечить хорошее сцепление с обувью, особенно при гололеде, и при этом иметь минимальный перепад высот рельефа;
- типажный ряд элементов мощения при ограниченной цветовой гамме должен позволить создавать неограниченное количество узоров различной геометрической конфигурации.
Анализ мирового опыта создания фигурных элементов мощения позволил сделать вывод, что оптимальным является набор мелкоразмерной тротуарной плитки квадратной и прямоугольной формы с размерами, кратными размерам кирпича. Если добавить к ним элементы с треугольными гранями, то возможно создание геометрических форм сложной конфигурации. Использование системы окраски элементов мощения, основанной на использовании сочетающихся цветов или оттенков одного цвета, повторяющих окраску естественного камня, позволяет создавать бесконечное количество узоров тротуарных покрытий.
Техническую часть данной задачи мы решили, создав систему элементов с поверхностью, имитирующей тонкозернистый сланцевый песчаник.
Для решения эстетической части была привлечена компания "Архисистема", разработавшая компьютерные методики расчета модульной и комплексной укладки, составления карт мощения, а также предложившая колористические и дизайнерские решения.
В результате этой работы была создана новая система тротуарного мощения, основанная на варьировании следующих переменных: типоразмера плитки, смещения рядов и элементов относительно друг друга и цвета (оттенков) плитки. При построении ковров укладки применены принципы геометрической и цветовой симметрии. Предлагаемая система мощения получила название "Уникамень".

1. Традиционные системы укладки
элементов мощения
Традиционно при мощении естественным камнем и керамической плиткой используются квадратные и прямоугольные элементы различных типоразмеров.
Способы мощения можно систематизировать, взяв за основу используемые типоразмеры и взаимную ориентацию элементов.
При использовании элементов одного типоразмера:
- линейная укладка без сдвига или со сдвигом элементов относительно друг друга );
- линейная диагональная укладка ;
- линейно-скользящая укладка или укладка "елочкой".
При использовании элементов двух-трех типоразмеров:
- скользящая укладка ;
- периодическая линейная укладка ;
- спиральная укладка
При использовании более трех типоразмеров:
- веерная укладка ;
- круговая укладка ;
- хаотическая укладка .
Последние три вида укладок применяются достаточно редко из-за сложности проводимых работ и несовершенства геометрической формы выпускаемой плитки.
В последнее время при мощении в основном используются изделия из бетона - квадратные тротуарные плиты и брусчатка самой разнообразной конфигурации ("Волна", "Ракетка" и т.п.). Однообразие мощения и бедность цветовой палитры зачастую пытаются компенсировать рисунком на плитке или сложной формой брусчатки. Но в подавляющем большинстве случаев замощенные площади выглядят как непрерывная череда прямых рядов, пересекающаяся под прямым углом. Возникает так называемая "агрессивная визуальная среда", раздражающе действующая на человека, обедняющая ландшафт и обезличивающая городские пейзажи.
Избежать этого можно при использовании принципов геометрической симметрии, которой можно достичь с помощью элементов мощения нескольких типоразмеров простой геометрии, укладывающихся в единый модуль.
Применение при укладке сочетающихся цветов, а лучше оттенков одного цвета, позволяет использовать принципы цветовой симметрии, которые предоставляют неограниченные возможности при создании любых видов узоров на тротуарных покрытиях.
С учетом этих требований и была разработана универсальная система мощения "Уникамень", основные положения которой будут рассмотрены далее.
2. Типоразмеры элементов мощения "Уникамень"
При разработке универсальной системы мощения мы руководствовались следующими соображениями:
1. В качестве модуля элементов мощения был принят квадрат с габаритными размерами в плане 120 х 120 мм.
2. Толщина элемента мощения была принята равной 45 мм с перепадом рельефа лицевой поверхности ±2 мм.
3. Швы между элементами при укладке равны 6 мм по основанию плитки и 10 мм по лицевой поверхности (рис.2.1).
Сочетание данных геометрических характеристик оптимально при производстве, укладке и эксплуатации тротуарных покрытий.
Разработаны три группы элементов мощения, которые, в свою очередь, разложены в типажные ряды, позволяющие создавать неограниченное количество геометрических узоров.
Первая группа (группа А) состоит из пяти элементов квадратной и прямоугольной формы .
Вторая группа (группа В) состоит из двух элементов пяти- и шестиугольной формы . Третья группа (группа С) содержит шесть трапециевидных элементов и один элемент в виде правильного восьмиугольника .
Типоразмеры элементов мощения подобраны таким образом, чтобы избежать обрезки плитки при укладке любых сопряжений.
Исключение составляют сочетания прямолинейных и криволинейных сопряжений в окружностях, компьютерный расчет которых выполняется только по индивидуальным заказам.
Для обеспечения точности укладки на боковых поверхностях элементов попарно нанесены вертикальные риски. Расстояние между рисками соответствует ширине шва по основанию плитки, а расстояние между парами рисок соответствует 1/2 принятого модуля .
Для ускорения укладки плитки рекомендуется использовать шаблоны длиной 1, 1,5 и 2 модуля (120 мм, 183 мм и 246 мм). В качестве шаблона для точного соблюдения ширины швов может служить скоба, изготовленная из проволоки-катанки диаметром 6 мм .

3. Принципы мощения с использованием цветовой симметрии
Немаловажную (если не главную) роль при мощении играет окраска тротуарной плитки. Наиболее часто применяют плитку серого или свекольно-красного оттенков. Реже используется сочетание плитки двух цветов (белый - красный; белый - черный; песчаный - коричневый). Сочетание трех-четырех цветов практически не встречается.
Предлагается использовать при укладке плитку трех-четырех оттенков одного цвета. Показано, как это позволяет придать совершенно различный внешний вид тротуарному покрытию, полученному при мощении самым простым методом - линейной укладкой "кирпича" со смещением.
В качестве основных лучше всего выбирать цвета, близкие к окраске природного камня. Яркие и контрастные цвета можно использовать лишь в исключительных случаях, когда это продиктовано дизайнерским решением.
Приведены цветовые гаммы, рекомендуемые для многоцветного мощения. Количество используемых оттенков - два-три для простых узоров, три-четыре - для сложных; большее количество можно использовать лишь в редких случаях, когда необходимо создать насыщенный цветовой переход.
Использование оттенков различной интенсивности позволяет изменять контрастность тротуарного покрытия. При необходимости можно либо усилить яркость узора, подчеркнув его линии, либо сгладить цветовые переходы.
Стоит отметить еще одно преимущество данного метода. При производстве тротуарной плитки, даже при полном соблюдении технологии, очень сложно получать продукцию строго определенного цвета. Плитка из разных партий практически всегда имеет различные оттенки, что очень заметно на одноцветных тротуарных покрытиях. А при мощении с использованием оттенков одного цвета подобные отклонения в окраске сглаживаются, чему способствует также и фактура плитки.

т/ф(095) 955-63-70
magnolit@yandex.ru
www.magnolit.ru

вернуться к списку статей


назад