Страницы журнала.

1. Главные достижения проекта в отношении решения поставленных целей за обзорный период

За отчетный период проведен ряд мероприятий, предусмотренных проектным документом и целями реализации проекта.

1.1. Инфраструктура Проекта
Первоочередной задачей Проекта является развитие инфраструктурной базы поддержки проектов в сфере ЖКХ, в т.ч. организация пула партнеров - потенциальных участников проектов реформирования и технической модернизации ЖКХ. Проектом были установлены договорные и рабочие отношения с основными игроками на рынке жилищно-коммунального хозяйства России, в том числе государственными организациями, международными компаниями-поставщиками оборудования и технологий в области водоснабжения и водоотведения, ведущими российскими и зарубежными финансовыми структурами, экспертами и консультантами, в том числе проектными организациями и компаниями, специализирующихся на финансовом инжиниринге.
Партнерами Проекта на основании соответствующих двусторонних и многосторонних документов являются ведущие мировые компании - лидеры отрасли: АВВ Швейцария, IBG Швейцария, Сименс, Veolia Water, Frutiger AG; Федеральное агентство по строительству и ЖКХ Российской Федерации (Рострой России), Фонд развития местного самоуправления, PR-агентство ИМА-Консалтинг, другие международные, неправительственные организации и частные компании. В числе консультантов проекта - ЗАО «МаркетингКонсалтингДизайн», Российская ассоциация управления проектами, ОАО «Энергостройинвест-Холдинг», ОАО Компания ЭМК-Инжиниринг, Высшая школа приватизации и предпринимательства, ФГУП «Государственный проектный институт №6». В реализации пилотных проектов участвуют, в том числе, следующие финансовые структуры: ERG (Экспортное кредитное агентство Швейцарии), Credit Suisse, United Bank of Switzerland, Hypovereinsbank, AIL Structured Finance (Швейцария), Внешторгбанк, Внешэкономбанк, ФК УралСиб, Русский Банкирский Дом, Всероссийский Банк Развития регионов, Банк Москвы, Росбанк.
В рамках развития инфраструктуры поддержки проектов в сфере ЖКХ выполнены следующие задачи:
• согласована схема финансирования проектов за счет долгосрочных зарубежных кредитных ресурсов с участием бюджетов субъектов Федерации, муниципальных образований
• реализация проектов водоснабжения/водоотведения, автоматизации систем ЖКХ обеспечена эффективными группами высококвалифицированных зарубежных экспертов; результатом деятельности экспертов являются полностью готовые к исполнению технологические схемы систем ЖКХ и контракты на поставку оборудования/услуг с соответствующим финансовым структурированием..
• Разработан ряд схем обеспечения гарантий российских банков для реализации проектов водоснабжения, в т.ч. с использованием гарантий бюджетов, активов, в т.ч. оборотов предприятий водоснабжения, а также тарифного потока.
• Начато формирование ресурсного пула для реализации проектов в области теплоснабжения и коммунальной энергетики, включая крупнейшие мировые компании, поставляющие оборудование и технологии, международных и российских экспертов.
• При участии PR-агентства ИМА-Консалтинг, Фонда «Содействие реформированию ЖКХ» и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя России) создан Информационный центр поддержки реформы ЖКХ и совместный Интернет-портал Проекта и Фонда (www.gkh-reforma.ru).
• Подписано трехстороннее Соглашение о сотрудничестве в рамках Проекта «Содействие реформированию ЖКХ» между ПРООН, Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, АВВ Швейцария. Соглашение предусматривает совместную реализацию пилотных программ и проектов, информационное сотрудничество, организацию программ обучения для представителей муниципалитетов, регионов и коммунальных предприятий, а также софинансирование утвержденных в рамках проекта пилотных проектов со стороны Росстроя в рамках федеральных целевых программ.
1.2 Пилотные проекты технической модернизации и реформирования систем ЖКХ
В рамках проекта был инициирован ряд пилотных проектов по технической модернизации/реформированию систем ЖКХ с рядом регионов и муниципалитетов РФ. В настоящее время реализуются следующие проекты:
Владикавказ
• Проект
• Комплексная реконструкция системы водоснабжения г. Владикавказа.
• Общий необходимый объем инвестиций - 60-70 млн. долл. США. Оптимальный состав работ первого этапа оценивается в 9,5 млн. долл. (проектно-изысательские работы, строительство и поставка оборудования по ряду приоритетных объектов).
• Текущие результаты
• Проведено две миссии технических экспертов; повторная миссия экспертов - для уточнения деталей, в первую очередь для более точного планирования строительного компонента проекта (физическое размещение резервуаров, новых магистральных водоводов и т.п.).
• Подготовлена и согласована с администрацией города Концепция реконструкции системы водоснабжения/Генеральный план развития системы водоснабжения до 2020 г.
• Подготовлен перечень необходимого технологического, энергетического оборудования, составляющих системы контроля.
• На основании Соглашения с администрацией муниципального образования г. Владикавказа, подготовлены условия проведения конкурсных торгов на реализацию Программы комплексной технической модернизации системы водоснабжения г. Владикавказа.
• Администрацией города, при технической поддержке Проекта, проведены конкурсные торги и выбран победитель - консорциум поставщиков оборудования, технологий и строительных услуг. Контракт с Консорциумом подписан 09 декабря 2005 г.
• Согласована схема финансирования с участием Credit Suisse, ERG. В настоящее время ведутся переговоры с рядом российских банков, подтвердивших свою готовность участвовать в проекте. Планируется, что до конца февраля с.г. будут окончательно выбран один из следующих банков: Банк Москвы, ФК УралСиб, ВЭБ, ВТБ, после чего будет открыто финансирование для начала реализации проекта.
• Ближайшие задачи Проекта
• Организация проектного управления для реализации Программы
• Определение возможности участия в софинансировании проекта со стороны Федерального агентства по строительству и ЖКХ
• Содействие в подготовке исходно-разрешительной документации, проектной и рабочей документации по Программе.
• В настоящее время согласуется техническое задание между администрацией г. Владикавказа и ГРП Проекта. Оценочно, объем работ по Программе в течение ближайшего года составит 2 млн. долл. США.
Ростов
• Проект реконструкции 7 муниципальных систем водоснабжения. Оценочный объем - 70-80 млн. долл. США
• Проведена техническая миссия 29 января - 5 февраля 2005
• Подготовлена предварительная техническая концепция (15 апреля 2005)
• Проведена презентация технической концепции Администрации Ростовской области. Получено одобрение Концепции
• Организовано финансирование по первой фазе Программы технической модернизации (1.2 млн. долл. США, источник - Credit Suisse, российский оператор - ФК УралСиб, процентная ставка - 2.5% плюс гарантия российского банка, валюта кредита - швейцарские франки). Срок предоставления кредита - 3 года с пролонгация после заключения договора на финансирования стадии реализации проекта).
• Ближайшие задачи Проекта:
• Организация и направление в г. Ростов группы российских технических экспертов для участия в реализации проектной стадии, совместно с международными экспертами.
• Координация взаимодействия группы экспертов с федеральными и муниципальными органами власти, в т.ч. с целью получения разрешений, согласований, координации тарифной и социальной политики, включая федеральную программу адресной социальной помощи/компенсаций населению по тарифам на ЖКУ.
• Бюджет Программы на февраль-май 2006 - 70,000 долл. США
Псков
• Проект технической модернизации системы водоснабжения (водозабор, подготовка воды, автоматизация, энергосбережение и др.)
• Текущие результаты
• Полностью подготовлен технический контракт
• Городом проведен тендер и выбран победитель - консорциум поставщиков оборудования, технологий и
• Завершается финансовое структурирование проекта, согласование условий с российскими банками-агентами (Русский Банкирский Дом и Росбанк)
• Ближайшие задачи
• Определение возможности участия в софинансировании проекта со стороны Федерального агентства по строительству и ЖКХ
• Утверждение объема работ по компоненту Проекта (на первые 12 месяцев - технического задания на проектное управление, подготовку исходно-разрешительной документации и проектирование). Объем работ в рамках Проекта оценивается в 650-700 тыс. долл. США.
Воронеж
• Подписано соглашение между Губернатором Воронежской области, Комитетом Совета Федерации по промышленной политике и Проектом о сотрудничестве в реализации проектом модернизации систем водоснабжения и водоотведения в городах Воронежской области.
• Приоритетный проект - Программа комплексной технической модернизации и реформирования системы водоснабжения и водоотведения г. Воронежа (население города - 1,100,000 жителей). Оценочная стоимость программы - 250-300 млн. долл. США.
• В течение февраля с.г. Администрацией Воронежской области, совместно с администрациями муниципальных образований будет определен перечень других программ/муниципалитетов, в которых требуется содействие со стороны Проекта по реализации программ реабилитации/развития систем водоснабжения и водоотведения.
• Начальный бюджет компонента проекта по Воронежской области 300,000 долл. США. Основная задача первого этапа работы в Воронежской области - разработка технической и финансовой концепции Программы реабилитации и развития системы водоснабжения/водоотведения г. Воронежа (апрель - июнь 2006 г.). Впоследствии будет определен объем необходимого технического содействия со стороны Проекта по разработке проектной документации для системы водоснабжения г. Воронежа. Также, после определения новых городов-участников Программы, будут сформулированы технические задания на подготовку концепций водоснабжения этих городов, а также определены бюджеты соответствующих проектов.
Ставрополь
• Проведена техническая миссия для подготовки проекта завершения строительства системы водоподачи и водоснабжения г. Ставрополя для замены существующей аварийной системы водоподачи из Сенгилеевского водохранилища (13-16 апреля 2005 г.)
• Подготовлена техническая концепция проекта (май). В январе 2006 начат процесс согласования концепции и участников проекта с Администрацией Ставропольского края. Задержка в реализации проекта была связана с проведением выборов Губернатора Ставропольского края и последовавшими значительными изменениями в составе кабинета министров Правительства Ставропольского края.
• В феврале-марте планируется завершить согласование технического задания и плана работы экспертов по проектам технической модернизации систем водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения городов Ставропольского края.
Курск
• Проект строительства Шумаковского водозабора для ликвидации дефицита питьевой воды в г. Курске. Строительства водозабора идет за счет средств бюджета РФ с 1993 г.
• Проект комплексной модернизации системы водоснабжения г. Курска.
• Ближайшие задачи
• Согласование технического задания для проведения экспертной миссии по новому строительству/реконструкции и модернизации системы водоснабжения.
Звенигородско-Троицкая система водоснабжения Московской области
• Проект строительства системы водоснабжения для ликвидации дефицита питьевой воды городов Московской области.
• Проводится согласование технического задания на работу экспертов. Финансирование обеспечивается Правительством Московской области.

Н.Г. Садомский, профессор, Директор проектного института №6 РОССТРОЯ


назад
 
getLinks());?>