Страницы журнала.

Решение общенациональных задач, сформулированных Президентом и Правительством России, невозможны без стратегии социально-экономического развития регионов.
Рамочное федеральное видение проблем, целей, задач и механизмов регионального социального-экономического развития субъектов Федерации представлено в Концепции, одобренной правительством РФ на заседании 30 июня 2005 года.
24 января 2006 года, под председательством Министра регионального развития Российской Федерации Владимира Яковлева состоялось совещание, на котором обсуждалась стратегия социально-экономического развития Мурманской области.
Руководство Мурманской области представило собственную стратегию социально-экономического развития, документы территориального планирования, материалы, подтверждающие эффективность федеральных вложений.
С докладом о стратегии социально-экономического развития Мурманской области на период до 2015 года выступил первый заместитель Губернатора Мурманской области Александр Селин.
В частности он отметил, что экономика Мурманской области сформировалась на основе уникальной минерально-сырьевой базы и биологических ресурсов Баренцева моря. На Кольском полуострове создан крупный индустриальный комплекс, который производит 100 процентов аппатитового концентрата, значительное количество никеля, меди, железорудного концентрата, редких металлов и слюд. 17 гидроэлектростанций и Кольская АЭС полностью обеспечивает регион электрической энергией, но эти знергетические мощности используются только на 80 процентов, даже с учетом экспорта электроэнергии. Мурманская область полностью открыта для рынка за исключением сельскохозяйственной, мясной и молочной промышленности.
Учитывая отсутствия инвестиций в минерально-сырьевую базу в последние 10 лет, а также выработка запасов ряда месторождений восстановить доперестроечный потенциал Мурманской области оказалось невозможным. К примеру, энергетика стала занимать 20 процентов объема всего промышленного производства против 7 процентов в конце 80-х годов. На прежнем уровне сохранились предприятия цветной металлургии, на 8 процентов выросли объемы производства в химической промышленности.
Необходимость иметь целевые ориентиры и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития области, понятные для бизнеса, власти и населения, побудила Администрацию Мурманской области выработать стратегию развития на ближайшие 15 лет. Было выделено 5 базовых комплексов (Горнопромышленный, Топливно-энергетический, Рыбопромышленный, Транспортно-коммуникационный, Агропромышленный), которые будут определять темпы роста социально-экономического развития региона, обеспечивать занятость населения и формировать консолидированный бюджет. Главная цель стратегии социально-экономического развития - постепенный переход от традиционно сырьевой направленности экономики к иновационной, с усилением инфраструктурно транзитной роли, что обеспечивает ее конкурентноспособность в окружающем геоэкономическом пространстве.
Появились и первые результаты реализации стратегии. В 2005 году объем валового регионального продукта превысил заложенную стратегией величину. Рост реального объема ВРП к уровню 2000 года составил 108 процентов. Объем всех геологоразведочных работ (независимо от источников финансирования) вырос в два раза. На первый взгляд, может показаться, что первые результаты хоть и меняют ситуацию к лучшему, но иллюстрируют процесс воспроизводства сформировавшейся специализации региона - зоны источника сырьевых ресурсов. Такая специфика может лишить Мурманскую область найти иное более значимое место не только в быстроменяющемся глобальном мире, но и в стране. Тем не менее, нельзя оставить без внимания отрасль, обеспечивающую наполнение бюджета всех уровней и дает социальную стабильность.
В то же время стратегия предусматривает создание основ иновационной экономики и постепенной концентрации интеллектуального капиталла. Сумма затрат на научные и исследовательские разработки уже превышает 1,2 млрд. рублей. В настоящее время ведется работа по превращению города Апатиты в современный наукоград.
Суммарный объем финансирования программы социально-экономического развития Мурманской области до 2008 года составит 87,87 млрд. рублей (в среднегодовых ценах 2004 года), в том числе собственные средства участников программы составят 64,14 млрд. рублей.
Не последнее место в стратегии социально-экономического развития Мурманской области отводится строительной отрасли и сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время в Мурманской области работает более 500 строительно-монтажных организаций всех форм собственности. С 1999 года в регионе прекратился спад производства в жилищно-строительном комплексе. Сейчас основной объем инвестиций осуществляется крупными и средними промышленными предприятиями, которые только в 2005 году на развитие производства направили 15 млрд. рублей. Крупнешие заказчики - Кольская горнометаллургическая компания, ОАО «Апатит», Кольская АЭС, ГУП «Мурманскавтодор» и Мурмансое морское пароходство.
Мурманская область участвовала в реализации 36 федеральных целевых программ по которым за 5 лет освоено свыше 2 млрд. рублей. В условиях дефицита финансирования, Правительство Мурманской области изыскивает средства финансирования за счет кредитных займов. Удалось реанимировать строительство ряда брошенных объектов, активно строятся коммунальные объекты.
Не смотря на то, что кризис начала 90-х годов преодолен, средний уровень загрузки предприятий строительного комплекса в Мурманской области составил 57 процентов. Коэффициент же износа основных средств составляет около 38 процентов. Поэтому в настоящее время начинается реанимация строительных мощностей и модернизация промышленного оборудования.
Что касается жилищного строительства, то ситуция здесь далеко не безоблачна. Из-за отсутствия заказов и финансирования, а также переселения граждан в среднюю полосу России, в Мурманской области полностью утрачены мощности по крупнопанельному домостроению. За последние 5 лет введено всего 74 тысячи квадратных метров жилья. Причина заключается в том, что из-за оттока населения из районов Крайнего Севера, в Мурманской области сложился рынок относительно недорогого вторичного жилья. Однако, вместе с экономическим ростом, отток населения почти прекратился и вторичный рынок жилья резко сократился, а цены на жилье значительно выросли. Сегодня задача Администрации Мурманской области - возрождение отрасли строительства жилья.
В программе по обеспечению жильем отдельных категорий граждан России, в Мурманской области реализуется подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты». С начала ее действия обеспечено жильем 212 семей из 700 нуждающихся. Но в 2005 году было всего выделено 12 млн. рублей на 20 сертификатов. Ежегодно из федерального центра выделяются деньги на субсидии для граждан, покидающих районы Крайнего Севера. В 2005 году эта сумма составила 44 млн. рублей, что также крайне недостаточно для реализации федеральной целевой программы «Жилище». Очередь на получение социального жилья составляет сегодня 28 тысяч семей.
В целом по Мурманской области около 20 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. По самым скромным подсчетам, для удовлетворения нужд очередников необходимо построить 700 тысяч квадратных метров жилья. Около 13 тысяч семей проживают в ветхом и аварийном фонде. Правительство Мурманской области разработало региональную целевую программу переселения граждан из ветхого и аварийного фондов до 2010 года, которая, согласно национальному проекту переходит в подпрограмму «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой». Программой предусмотрено ликвидировать 321 тысячу непригодного жилья, реконструировать 91 тысячу «квадратов», построить 97 тысяч квадратных метров нового жилья. Пока переселено только 362 семьи и ликвидировано 9 тысяч кв. метров ветхого жилья. В бюджете Мурманской области на 2006 год на переселение из ветхого и аварийного фондов предусмотрено 24 млн. рублей. Кроме того, на эти цели планируется привлечь дополнительно 72 млн. рублей.
Что касается модернизации коммунальной инфраструктуры, то за последние два года на эти цели потрачено 135 млн. рублей, а в 2006 году эта цифра составит более 58,7 млн. рублей, а всего на модернизацию ЖКХ в 2006 году будет израсходовано 116 млн. рублей.
В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в Мурманской области развивается ипотечное кредитование населения. Пока ипотечные кредиты выдают два банка - «Московский деловой мир» и банк «Возрождение». Еще два банка приступят к выдаче ипотечных кредитов в 2006 году. Анализ показывает - в регионе сложилась общественная прослойка, готовая решать свои жилищные проблемы с помощью ипотеки. При снижении процентных ставок за ипотечный кредит до 6 процентов, количество желающих воспользоваться жилищным кредитованием увеличилось бы до 8 тысяч человек.
Сегодня заканчивается разработка региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Мурманской области». Для возмещения процентной ставки по кредиту подключается бюджет области и предприятия, на которых работают молодые семьи.
Нельзя не сказать о промышленности строительных материалов. Мурманская область располагает запасами каменных и песчанно-гравийных материалов, уникальными месторождениями облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Балансовые объемы месторождений очень велики и уже сегодня можно увеличить добычу в несколько раз. Спрос за пределами Мурманской области есть. Крупномасштабным сырьевым источником для производства строительных материалов должны стать побочные продукты предприятий горнообогатительной отрасли. Однако в настоящее время большинство строительных материалов завозится из-за пределов Мурманской области.
Сегодня жилищное хозяйство Мурманской области характеризуется следующими показателями: на одного жителя в среднем приходится 22 квадратных метра жилой площади, что выше чем в среднем по России. Однако, для поддержания этих показателей необходимы срочные инвестиции из регионального и федерального бюджетов.

Орловская область готова к выполнению жилищной программы

Редакция журнала «Строительная Орбита» обратилась к участникам совещания по вопросу «О задачах федеральных и региональных органов власти на начальном этапе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», которое было проведено 15 февраля 2006 года в городе Орел: Крюкову Виктору Александровичу - генеральному директору ОАО «Голицынский керамический завод», президенту ассоциации «Кирпич» и Можаеву Василию Павловичу - генеральному директору ассоциации «Росстройматериалы» с просьбой поделиться впечатлениями о мероприятии, проведенном Правительством России и администрацией Орловской области.
- Совещание открыл Первый заместитель Премьер министра России Дмитрий Анатольевич Медведев. В своем сообщении он высказал суть поставленной Президентом РФ задачи - в максимально короткий срок решить важнейшую задачу резкого улучшения жилищных условий граждан России. С конкретными предложениями по реализации национального проекта выступил Министр регионального развития РФ Владимир Анатольевич Яковлев, а о региональных проблемах и задачах доложил Губернатор Орловской области Егор Семенович Строев.
Мнения большинства участников совещания совпали. Очень правильно, что поставленная Президентом задача начинает решаться с ее конкретизации, особенно с учетом региональных особенностей в виде конкретных программ с ответственностью за ее исполнение конкретных лиц.
Особенно актуально, прозвучавшее в выступлении Е. С. Строева предложение о первоочередном решении жилищной проблемы для молодых семей, что позволит решить многие общегосударственные проблемы в области демографии, безработицы и устойчивой кадровой политики для предприятий.
В своем выступлении Е.С. Строев подчеркнул, что область располагает достаточной мощностью подрядных строительных организаций для выполнения программы.
Вопрос состояния и возможностей предприятий промышленности строительных материалов, проблемы отрасли были конкретно рассмотрены у заместителя губернатора Александра Григорьевича Кислякова.
Намечаемая реконструкция Ливенского завода силикатного кирпича предусматривает организациею производства газосиликатных теплоизоляционных изделий, использование которых в строительстве позволит сократить стоимость квадратного метра жилья минимум на 10 процентов, а также создаст устойчивую работу предприятия. Намечается также организация производства цемента на базе Русско-Бродского месторождения известняков.
Перспективно также создание производства легковесных строительных материалов на базе месторождения трепелов.
Созданное в Орловской области производство полимерных труб, облегчит решение задачи как для Орловской, так и для и для всех областей региона.
Использование в строительстве для инженерных коммуникаций полимерных труб позволит значительно сократить стоимость и увеличение сроков эксплуатации коммуникаций. Это уже давно поняла Европа, которая даже для теплотрасс использует армированные полимерные трубы.
Мы выражаем благодарность администрации Орловской области, организатором очень важного и конкретного совещания.

В. А. Крюков
В. П. Можаев


назад
 
getLinks());?>