Минрегионразвития РФ
С.И. Круглик
Руководитель Федерального Агенства по строительству и ЖКХ

Министерство регионального развития, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и, в частности, сформированный при агентстве оперативный штаб, продолжают отслеживать ход подготовки жилищно-коммунальных комплексов субъектов федерации к предстоящему осенне-зимнему периоду.
Члены оперативного штаба посетили Ульяновскую, Кировскую, Курскую, Орловскую, Рязанскую, Курганскую и Ивановскую области, Алтайский край, Республику Карелия и ряд других регионов. Как показывают материалы выездных проверок, данные Ростехнадзора и государственных жилищных инспекций, государственная статистическая отчетность, поступающая в диспетчерский отдел Росстроя, - за минувший месяц, с 1 июля по 1 августа, суммарный показатель готовности ЖКХ вырос на 22% и составил 50,6%.
Более высокие темпы работ отмечаются в Приволжском (55,5%), Центральном (55%) и Уральском (54,9%) федеральных округах. Совокупный показатель готовности свыше 55% достигнут в республиках Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия и Тыва, в Свердловской, Курской, Орловской, Московской, Ярославской, Тульской, Кемеровской, Кировской, Оренбургской, Пермской, Тульской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
К сожалению, в ряде регионов Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, таких как республики Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Бурятия, Псковская, Волгоградская, Астраханская, Амурская, Сахалинская, Читинская области, Корякский и Ненецкий автономные округа, не смогли обеспечить на должном уровне проведение предзимних работ, и, как следствие, показатель готовности объектов ЖКХ в целом по России на 1,4% ниже уровня соответствующего периода прошлого года.
Отставание от плановых заданий отмечается:
* в жилищном фонде - в Волгоградской, Сахалинской областях, Корякском АО, республиках Алтай и Саха (Якутия);
* по котельным и теплоэнергетическому оборудованию - в Астраханской, Сахалинской, Читинской, Магаданской и Новосибирской областях, Корякском АО;
* по готовности тепловых сетей - в Псковской, Астраханской, Магаданской и Камчатской областях, Приморском крае, Корякском, Ненецком и Усть-Ордынском АО;
* по водопроводным сетям - в Республике Карачаево-Черкесия, Камчатской, Магаданской и Новосибирской областях, Корякском и Ненецком АО.
Среди субъектов Российской Федерации, руководители которых приглашены на обратную связь, особо следует отметить недостаточный уровень готовности систем жизнеобеспечения в Республике Бурятия, Алтайском крае, Кировской области, Корякском АО.
Уже через месяц-полтора в ряде северных и дальневосточных территорий начинается сезон пониженных температур. Время на завоз топлива ограничено. По состоянию на начало августа в целом по стране угля завезено 43,3% от нормы, в том числе по Дальневосточному федеральному округу - 40,9%, Сибирскому ФО - 34,5%; жидкого топлива -49,8%, в том числе по Дальневосточному федеральному округу -51,1%, Сибирскому - 28,5%.
Среди регионов, которые неудовлетворительно формируют запасы угля, республики Алтай, Бурятия, Алтайский край, Читинская, Сахалинская, Псковская, Новгородская, Курганская, Челябинская, Калининградская области. Серьезные отставания от графиков завоза жидкого топлива имеют республики Бурятия, Хакасия, Карелия, Алтайский и Приморский края, Читинская, Омская, Новосибирская, Новгородская, Псковская, Калининградская, Курганская области.
В этой же связи необходимо более внимательно подходить к вопросам создания аварийного запаса материально-технических ресурсов для объектов жизнеобеспечения. Помимо чрезвычайных ситуаций природного характера, возможных энергокризисов надо учитывать, что и внутриотраслевая ситуация с основными фондами сегодня представляет высокую техногенную опасность. Поэтому абсолютно непонятно, почему не запланированы средства на аварийные запасы в бюджетах Республики Ингушетия, Волгоградской, Саратовской, Псковской, Омской и Новосибирской областей. До настоящего времени не начато выделение средств на эти цели в республиках Мордовия, Калмыкия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в Рязанской области и Корякском АО.
Безусловно, одной из причин недостаточных темпов предзимней подготовки является отставание в финансировании из региональных и муниципальных бюджетов. В большинстве регионов средства на эти цели выделены в объемах 25-35% от требуемых сумм. Всего на проведение намеченных плановых работ необходимо 81 млрд. руб., фактически выделено 35,9 млрд. руб., на приобретение топлива для предприятий ЖКХ необходимо 30,2 млрд. руб., фактически поступило 15,5 млрд. руб., на формирование аварийного запаса МТР потребность - 2,1 млрд. руб., фактически поступило 917 млн. руб.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 1053-р бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены дотации в общей сумме 5 млрд. рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 43 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год». Эти средства не имеют целевого назначения и могут направляться на подготовку объектов жилищно-коммунального комплекса к предстоящему зимнему сезону (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.06.2005 № 06-05-01/3-10). Поэтому, учитывая сложившуюся в ряде регионов напряженную ситуацию, необходимо в указанных регионах в первоочередном порядке направить полученные средства на проведение предзимних работ, в том числе на закупку топлива.
Росстрой неоднократно обращал внимание региональных руководителей на тот факт, что главные резервы лежат в области проведения на местах сбалансированной тарифной и бюджетной политики. Анализ соблюдения региональных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг показал, что в пяти регионах этот показатель выше федерального стандарта. Наибольшее превышение стоимости по сравнению с федеральным стандартом в Корякском автономном округе (на 30 руб.), Республике Адыгея (на 11,8 руб.), Ивановской области (на 7,9 руб.) Совпадает с установленным федеральным стандартом стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам в Республике Бурятия. В Иркутской области стоимость жилищно-коммунальных услуг ниже федерального стандарта на 8,1 руб.
В отличие от ситуации, имевшей место несколько лет назад, сегодня наметилась тенденция к сближению подходов в области тарифной политики, проводимой на уровне региона и на местах. В большинстве муниципальных образований стандарт уровня оплаты гражданами услуг приближается к региональному стандарту. На текущий момент он уже составляет 85,5%.
В то же время пока остается актуальной проблема выпадающих доходов предприятий отрасли. Принятие бюджетов в отрыве от устанавливаемых цен и тарифов ведет к убыточному функционированию предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. Во многом это объясняется существенным ростом тарифов на ЖКХ за период с начала года. Платежи граждан увеличились на 31,3%, или на 131,2 руб. на одного человека в месяц. Соответствующий рост тарифов не нашел во многих регионах адекватного увеличения объемов бюджетного финансирования. Таким образом, в среднем за месяц по России объем недофинансирования предприятий и организаций отрасли увеличился и составляет около 7 млрд. руб.
До сих пор продолжается практика недофинансирования затрат предприятий на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий малообеспеченным семьям. По предварительным данным Росстроя, расходы предприятий отрасли на социальную защиту граждан при оплате жилья и коммунальных услуг в первом полугодии текущего года составили 57 млрд. рублей, при этом покрытие затрат на предоставление субсидий составило 85%, льгот -75%. Бюджетные долги за предоставленные льготы и субсидии в целом по России составили 12,4 млрд. рублей.
Поскольку вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению федеральных и региональных органов власти, надо двигаться навстречу друг другу в решении и урегулировании этих проблем.
Работа с потребителями услуг и контроль над качеством поставляемых услуг - прерогатива муниципальных органов власти. Муниципалитеты совместно с региональными органами власти отвечают за соблюдение сроков подготовки жилищно-коммунального комплекса к зиме. На региональных органах власти лежит ответственность за своевременную заготовку топлива. Субъекты Российской Федерации совместно с федеральным центром несут полномочия по обеспечению социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация на границах поселения электро-, тепло , газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного уровня. Как вы знаете, в первом чтении принят закон продлении срока реализации муниципальной реформы. Тем не менее в ряде регионов мероприятия начаты и уже проведены. Они имеют законную силу. Надо отдавать отчет в том, что условиях трансформации государственной системы управления жилищно-коммунальным комплексом ЖКХ муниципальных образований больше не является объектом государственного управления. Путаница, с которой мы то и дело сталкиваемся на местах, должна быть устранена. . Таким образом, основные задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые сегодня стоят в рамках подготовки жилищно-коммунального комплекса страны к осенне-зимнему периоду:
1) принять исчерпывающие меры по ликвидации отставания и завершению подготовки подведомственных объектов ЖКХ жилищного фонда к работе в осенне-зимний период 2005/06 года, создать на них необходимый запас топлива;
2) обеспечить концентрацию имеющихся финансовых ресурсов на выполнение задач по подготовке к зиме и их целевое использование;
3) осуществить комплекс мер по улучшению расчетов за потребляемые подведомственными организациями, населением, прочими потребителями топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги;
4) принять меры по ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
5) урегулировать имущественные отношения по объектам жизнеобеспечения, обеспечить при необходимости заключение соответствующих договоров с собственниками коммунальных объектов;
6) провести корректировку и утверждение схем взаимодействия организаций при устранении аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики.
В заключение считаю необходимым сказать несколько слов в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ. Жилищный кодекс дал возможность собственникам жилых помещений самостоятельно выбирать способ управления многоквартирными жилыми домами. Этим правом они должны воспользоваться до 1 марта 2006 года. До этого срока никакого давления на собственников помещений не должно быть, только убеждение.
Однако практика показывает, что есть примеры, когда в отдельных случаях не граждане выбирают способ управления, а им его навязывают опять-таки местные органы власти, муниципальные предприятия ЖКХ, пользуясь неосведомленностью, отсутствием правовых знаний у большинства граждан. Такая практика недопустима. Усилия необходимо направить на проведение широкой разъяснительной работы, в том числе через местные СМИ. Выбор эффективного способа управления многоквартирным домом в конечном итоге позволит снизить риск возникновения аварийных ситуаций в жилых зданиях, в том числе в зимний период.

По материалам пресс-службы Росстроя


назад
 
getLinks());?>