МГСУ
Абдурагимова
Наира Абдурагимовна
Старший преподаватель
кафедры
«Экономических теорий», МГСУ

В последние время Москва превратилась в грандиозную стройку века. Строится много объектов производственного и культурного назначения, строится много жилья, которого все равно не хватает и для основной массы населения оно все же остается недоступным.
Высокие цены на возводимое жилье следствие многих факторов. Для того, чтобы это выяснить, нужно их детально проанализировать, а главное вникнуть в проблемы строительной отрасли, которая сегодня очень нуждается в государственной поддержке, заботе. Строительные организации от своей деятельности уплачивают в бюджет государства значительные суммы налогов. Их доля в казне страны могла бы вырасти еще (за счет увеличения числа налогоплательщиков, а не за счет увеличения налоговых ставок) если бы не было у строителей сложностей, проблем. Данная отрасль - огромна, включает в себя множество различных организационных форм предприятий (например ЖКХ, требующий реформирования), у каждой из которых свои особенности, и говорить о них в целом невозможно. Но есть такие проблемы, которые все же волнуют часть из них.
Одна из немаловажных проблем предприятий, в том числе и строительных - высокие налоги. Конечно, понятно, что государство не может всем предприятиям и отраслям народного хозяйства дать налоговые льготы, но оно должно оказывать особое внимание и поддержку тем, кто приносит ему большие доходы; а народу страны - жилье-предел мечтаний, работу. Одной из таких отраслей, удовлетворяющих интересы всех, является строительная. Она обеспечивает работой не только москвичей и россиян, а также и граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Можно предположить, что интересы всех соблюдаются: материальное благосостояние людей становится выше: они получают возможность трудится, зарабатывать деньги, кормить свои семьи; предприятия - за счет своей деятельности создают блага (в том числе здания, сооружения, жилье), реализация которых приносит им прибыль , а государственный бюджет за счет этого становится богаче и у государства появляются дополнительные источники и возможности для финансирования неотложных государственных (социальных) программ по борьбе с бедностью, детской беспризорностью и т.д. Но как показывает практика, юридические и физические лица (налогоплательщики) не торопятся выводить свои доходы из теневого сектора экономики в легальный и с помощью различных схем ухода от налогов стараются обойти налоговый кодекс. Для того, чтобы понять, почему это происходит, нужно проанализировать налоги, и ставки по ним, насколько тяжелое бремя несут их плательщики, и что их заставляет нарушать закон (речь пойдет в целом о предприятиях).
В соответствии с НК (налоговым кодексом) РФ вот небольшой перечень налогов и ставок по ним:
1.налог на доходы физических лиц (НДФЛ- 13%). Его плательщики - физические лица, у которых при получении заработной платы, работодатель его удерживает, а затем отчисляет в государственный бюджет.
2.налог на прибыль предприятий и организаций - 24%. На мой взгляд, это немаленькая ставка и поэтому юридические лица всячески стараются уменьшить свою налогооблагаемую базу.
3.налог на добавленную стоимость (НДС) - 10% и 18%.Его плательщиками являются предприятия и организации, но фактически - обязанность по его уплате при реализации ими товаров и услуг переходит в конечном итоге на физических лиц (покупателей). Это значит, что покупая в магазинах продукты, товары и услуги мы помимо 100% стоимость товара, оплачиваем еще плюс 10% или 18% от цены в качестве НДС (в зависимости от товара) -118%.
4.единый социальный налог (ЕСН) - 26% С января 2005 года ставка по нему по сравнению с прошлыми годами была снижена с 35,6% до 26%. Даже уменьшение ставки почти на 10 % пока не принесло ожидаемого результата - выхода из тени реальных доходов населения. Если их сопоставить с расходами, которые физические лица осуществляют, покупая квартиры; машины и др., можно увидеть их реальное несоответствие.
Плательщики ЕСН - работодатели, которым сегодня крайне невыгодно платить официально высокую заработную плату своим работникам. В результате, бюджет не дополучает поступления в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единой социального налога (ЕСН); а физические лица теряют часть начислений в счет будущей пенсии, тормозится развитие пенсионной реформы. Ведь только за счет ECН уплачиваемого предприятиями и организациями пополняется пенсионный фонд и выплачиваются пенсии, а государство лишь аккумулирует и перераспределяет ЕСН. Как показывает практика, и исследования ученых в области налогов и налогообложение низкие доходы и одновременно высокие налоговые ставки по ним неэффективны.
В скандинавских странах сочетаются одни из самых высоких в мире доходы населения (в Норвегии - годовой доход на душу населения - 38000 долларов США) с аналогично высокими налогами (учитель музыки в Дании, получая 6000 долларов США в месяц 50% дохода отдает в пользу государства, на остальные 3000 достойно живет, не отказывая себе ни в чем, оставаясь при этом вполне довольным).
Почему малый и крупный бизнес платит одни и те же налоги, и более того, одинаковые ставки, например - 24 % налога на прибыль? Благодаря малым предприятиям государственная казна пополняется доходами более чем на 50%! Малые предприятия должны платить маленькие налоговые ставки в отличии от крупных а в первые годы существования и вовсе быть освобожденными от налогов. В РФ как и в во всех развитых странах с рыночной экономикой должна быть эффективной программа поддержки малого бизнеса. Зарубежный опыт показывает, что в течении первых нескольких лет со дня открытия такое предприятие не облагается никакими налогами, а процесс регистрации фирмы занимает всего лишь несколько часов При вступлении России во Всемирную Торговую Организацию наши товаропроизводители столкнутся с иностранными конкурентами, продукция которых благодаря дотациям из их государственных бюджетов, стоит дешевле аналогичной отечественной. Сегодня конкуренция подавляется благодаря протекционизму (запрету на ввоз некоторых товаров, высокими таможенными пошлинами, повышающими цепу товара...). А по законам социально ориентированной рыночной экономики каждый должен исполнять свои функции: государство - регулировать рыночные процессы проводить социальную политику, а рынок - функционировать в условиях здоровой конкуренции.

Абдурагимова Наира Абдурагимовна
Старший преподаватель кафедры
«Экономических теорий», МГСУ


назад
 
getLinks());?>